24 декабря, 2013

"Вилла "Амалия", Паскаль Киньяр


Помните, как в детстве? Закроешь ладошками глаза - и вот ты "в домике", окружающий мир исчез, ничто не может тебе повредить, ранить, обидеть. Внешний мир при этом не меняется, конечно. Он остается таким же, он продолжает взаимодействовать с тобой и даже может заставить разнять ладони. Но пока они сомкнуты на веках, ты чувствуешь спокойствие и некую защищенность.

Забегая вперед, скажу, что я не прониклась симпатией к Анне Хидден. Это просто совершенно не "мой" персонаж и не "мой" человек. Но Киньяру удалось создать абсолютно живой образ - не только многогранный и достоверный, но именно живущий, движущийся (пусть и инертно), меняющийся.

Анне не привыкать убегать от прошлого. Она уже однажды сменила имя, свела к минимуму контакты с матерью. Но увидев собственными глазами как муж спешит на свидание к другой женщине, она решается на смелый шаг - перечеркнуть все и сбежать, не оставив следов. Туда, где никому она не будет доступна и никто ее не нагонит. Но стоит ей "закрыть ладошками глаза", как внешний мир легонько щиплет ее - Анна встречает друга детства Жоржа. И он станет проводником между ее новой и прошлой жизнью.

На вилле "Амалия" Анна надеется найти уединение, но находит любовь, привязанность, дружбу. Только играть в такие жмурки с жизнью не так-то просто: только ты решишься открыть глаза, как она подкинет тебе нечто совершенно страшное. И так раз за разом. Анна старается предвосхитить такие события, убежать от них заранее, спрятаться в скорлупе своего одиночества.

"Не будем зацикливаться на словах "любовь, брак, союз, симбиоз". Когда другой человек нуждается лишь в себе одном, ему уготовано то древнее царство, где подобные слова не имеют хождения."

Это слова Жоржа, и он оказывается прав. Сколько Анна не пытается скрыться от возможного горя в своем одиночестве, всякий раз от ее бегства только больнее. Остаются обрывочные воспоминания, а ведь их могло быть больше, они могли быть объемнее, ярче, выбери она больше жизни "вне" с дорогими людьми, чем "внутри". Я бы точно не смогла так, как Анна, хотя я разделяю ее потребность в <i>отдельной</i> комнате. Я бы предпочла жизнь. Но у Анны есть мир музыки, замещающий ей реальный мир, дающий ей верное укрытие.

Она абсолютно цельная, и в этом, пожалуй, самая сила этого романа и мастерства Киньяра. А вообще у меня вот какое ощущение - впечатления от книги тут напрямую зависят от вашего отношения к главной героине. Если влюбитесь, это будет восторг. Если останетесь равнодушным, то и книга не особенно впечатлит. Я в Анну как раз не влюбилась и мне потребовалось некое усилие, чтобы взглянуть на роман объективно и отстраненно. Не мой жанр, не мой персонаж, что уж тут говорить. Но, с другой стороны, наблюдая за другими, вдруг понимаешь, что лучше узнаешь себя. А это я люблю, так стоит ли жалеть о паре вечеров в компании Анны Хидден?

Комментариев нет:

Отправить комментарий